Развитие понимания речи
Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. Кроме того, аутичный ребёнок, погружённый в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный или тактильный), довольно часто не воспринимает речь как источник информации о происходящем вокруг.
Если анализировать категорию речевых детей, то понимание речи первично нарушено у детей с сенсорной алалией и вторично у детей с моторной алалией.
Нарушение понимания обращённой речи может проявляться в следующем:
- ребёнок не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь;
 - реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого;
 - создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит;
 - может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую;
 - не откликается на своё имя;
 - часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу;
 - лучше понимает речь матери;
 - неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя);
 - повторяет заданный вопрос;
 - часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»);
 - наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание;
 - ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого;
 - характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке.
 
В этой связи анализируя направление коррекционной работы по развитию понимания обращённой речи, мы рассматриваем категорию детей с сенсорной и с моторной алалией, не исключена возможность использования приведённого материала и для других категорий детей.
Направления коррекционной работы:
- Развитие понимания неречевых звуков.
 - Вызывание звукоподражаний.
 







